Новая книга Генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности, президента Центра политической конъюнктуре Константина Симонова посвящена борьбе за мировые энергетические ресурсы.
Современный мир, пишет К. Симонов, делится на две большие группы стран - страны, обладающие запасами углеводородов, и страны, испытывающие все более сильные приступы «энергетического голода». Ко второй группе стран относятся, прежде всего, государства Запада, а также Китай и Индия. Например, сегодня на США приходится 24% суммарного потребления первичных источников энергии в мире, при этом порядка трети этого объема составляет импорт. 90% потребляемой американцами энергии приходится на углеводородные энергоносители (41% - нефть, 26% - газ, 23% - уголь), причем самообеспеченность этими видами ресурсов наблюдается только по углю. Доля импорта США составляет 65% в потреблении нефти и 18% - газа, и если почти весь газ импортируется из соседней Канады, то около половины импорта нефти идет из Ближнего Востока, Венесуэлы, Ливии и некоторых других стран. Эта проблема находится в центре постоянного внимания американского руководства. Автор книги «Глобальная энергетическая война» с фактами в руках доказывает: уже сейчас началась подготовка к новому «крестовому походу» за энергоресурсами, который приведет к серьезнейшим столкновениям, в том числе и с использованием военной силы. Основные районы залегания и добычи нефти и газа располагаются в Персидском Заливе, в Африке, Латинской Америке и в первую очередь – в России. Всем им будет непросто удержать контроль над своими запасами углеводородов. России с ее огромными запасами нефти и газа вряд ли удастся избежать участия в глобальной энергетической войне. Определение «война» здесь - отнюдь не преувеличение. Уже в среднесрочной перспективе речь может идти о военном столкновении за доступ к нефтяным и газовым месторождениям, находящимся на территории нашей страны. Не случайно в последние годы актуализировался вопрос о создании «энергетического НАТО», замышляемого в качестве орудия расправы с теми государствами – поставщиками энергоресурсов, которые посмеют не согласиться с условиями Запада. Для западных центров силы, прежде всего для США и ЕС, пишет К. Симонов, важнейшей задачей становится не просто установление контроля над мировыми «энергетическими кладовыми», но и недопущение туда конкурентов. Как это происходит, хорошо видно на примерах Ирака и Центральной Азии. Что касается Ирака, то по состоянию на 2007 год в этой стране добывалось меньше нефти, чем до начала американской военной кампании: 2.14 млн. баррелей в день в середине 2007 года против 2.50 млн. баррелей в начале 2003 года. Уровень нефтяного экспорта также уступает довоенному: 1.7 млн. баррелей против 2.3 млн3. В то же время, например, общая сумма контрактов по тыловой поддержке американских войск и восстановлению инфраструктуры Ирака, заключенных одной только компанией Kellog, Brown & Root (дочерняя компания энергетического гиганта Halliburton), превысила 11 млрд. долларов4. США на данном этапе решают в Ираке очень важную для них задачу – лишить Китай доступа к энергоресурсам Ближнего Востока. Следующий на очереди – Иран, где решаемые задачи будут аналогичны. Уникальная особенность нашей страны, подчеркивает К. Симонов, состоит в том, что с ее территории можно осуществлять экспорт энергоносителей в направлении как на Запад, так и на Восток. Автор подробно рассматривает различные экспортные проекты и приходит к выводу о необходимости ускоренного развития российского нефтегазового комплекса, которое позволило бы ликвидировать наше нынешнее технологическое отставание, являющееся одной из центральных проблем экономики и безопасности России. К. Симонов развенчивает многие мифы, созданные и культивируемые теми, кто громко кричат об «энергетическом империализме» России, в том числе - миф о так называемом «нефтяном проклятии» (достаточно вспомнить творения Егора Гайдара). Эту абсурдную «теорию» лучше всего опровергает пример США, которые выбились в мировые лидеры в первую очередь благодаря нефти. «США долгое время были ведущими как производителем, так и экспортером нефти. И это не являлось стыдным или позорным. Наоборот, мировая сверхдержава начиналась именно как производитель нефти и ее поставщик на мировые рынки. В 1914 году на долю США приходилось 65% мировой добычи. Только с 1948 года США стали импортировать больше нефти, чем экспортировать». Геополитическая схватка за ресурсы грозит рано или поздно перейти в «горячую» фазу. «Наивно думать, что если Россия не будет сегодня разрабатывать свои месторождения, то основные потребители махнут на нее рукой и переключатся на другие регионы. Хотя бы потому, что переключаться особо и некуда. Ситуация такова, что без России мировой энергорынок не сможет функционировать. Так что неспособность нарастить добычу нефти и газа – это приговор для России. Это практически неизбежно выльется в серьезнейшую угрозу для российского суверенитета, потому желающих «подобывать» за нас углеводороды на нашей территории найдется предостаточно». В книге раскрываются конкретные механизмы доминирования американских трейдеров в мировой системе торговли нефтью и газом. Скажем, в настоящее время «…на долю операций с фактической поставкой нефти и нефтепродуктов приходится всего 1-2% общего числа совершаемых на бирже сделок. Остальная часть (98-99%) – биржевые операции с фиктивным товаром, то есть сделки по хеджированию (страхованию от ценовых рисков) и широко распространенные спекулятивные операции с жидким топливом. Объем операций с «бумажной» нефтью во много раз превышает уровни не только ее физического обращения в сфере торговли, но и ее фактической добычи. Основные нефтяные спекулянты связаны с Соединенными Штатами, у которых и находятся ключи от нефтяного рынка. «Виртуальный» рынок нефти с тотальным преобладанием контрактов, не доводимых до физического исполнения, приводит к тому, что именно США определяют сегодня стоимость «черного золота…». На многих примерах К. Симонов показывает сращивание менеджмента крупнейших западных нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний с политической элитой Запада. Нефтегазовая отрасль практически во всех странах всегда отличалась высокой степенью монополизации, а ее ведущие игроки - тесной связкой с государственными структурами. Еще 5 марта 1917 г. вышел в свет так называемый «меморандум Сандлера», одного из директоров «Стандард Ойл», который стал программой внешней нефтяной экспансии США. Меморандум призывал нефтепромышленников «знать, что делается на всех месторождениях нефти за границей в плане разведочных работ и передачи собственности, собирать данные относительно будущих районов нефтяного производства на земном шаре и проявлять интерес к наиболее обещающим из них». Так складывалась новая государственная нефтяная политика США, которая реализуется и в наши дни и которая в отличие от периода до Первой мировой войны, во-первых, ориентирована на установление контроля над крупнейшими месторождениями мира, а не только над рынками сбыта нефтепродуктов; во-вторых, предусматривает более тесное сотрудничество нефтяных монополий и государства. К. Симонов подробно описывает «методы работы» с политическими элитами «нужных» государств. Здесь и таинственные катастрофы неугодных политиков (как, например, эквадорского президента Ролдоса в 1981 году), и подкуп военных (как в Ираке и Афганистане), и деятельность «христианских» миссий, поощрявших в интересах американских нефтяных корпораций переселение туземцев Южной Америки в специальные резервации. «…Бывший сотрудник BP Лес Абрахамс рассказал газете Mail on Sandy о том, как компания при поддержке работников посольства коррумпировала и развращала азербайджанскую верхушку… Речь идет о чемоданах кэша в нищей стране, банковских карточках с неограниченным депозитом, чартерах, набитых проститутками, и свободном пространстве для маневра для агентов МИ-6, которые стояли за свержением промосковского Аяза Муталибова, а потом и Абульфаза Эльчибея»106. Говорится в книге и о том, что «МИ-6 стояла за получением от Гейдара Алиева режима наибольшего благоприятствования для британских кампаний в 1993 – 1994 годы». Таких примеров – огромное множество. Вот еще один. Повстанческую армию Дарфура - Суданскую народно-освободительную армию (СНОА) - обучили и вооружили, по некоторым имеющимся данным, американцы. Причина их интереса к Судану вполне понятна – эта богатая нефтью африканская страна является одним из ключевых и наиболее перспективных партнеров Китая в энергетической сфере. Борьба за ресурсы приобретает комплексный характер, с вовлечением всего внешнеполитического инструментария западных стран, включая такие специфические институты, как неправительственные организации, частные военные компании, управляемые ими боевики и т.д. Особая проблема - «долларовая» эпоха в торговле нефтью, для которой характерна жесткая увязка цены на нефть с качеством доллара. А.Миловзоров так определяет «формат» единства нефти и доллара: "Пока стандартами качества нефти выступают техасская Light Sweet и английская Brent, а основные торги черным золотом ведутся в Нью-Йорке и Лондоне, ни о какой дедолларизации не может быть и речи. Это было бы просто невыгодно никому, поскольку затруднило бы расчеты, и только. Единство нефти и доллара подтверждается и тем фактом, что национальная валюта крупнейшего в мире экспортера черного золота – Саудовской Аравии – привязана к доллару. Вот если бы в мире появились "альтернативные" нефтяные биржи, где торговали бы за другие валюты – тогда другое дело. Но США и их союзники жестко контролируют этот вопрос". Однако «долларовая» эпоха в торговле нефтью, похоже, заканчивается. В феврале 2008 года Иран открыл собственную нефтяную биржу. В выступлении Дмитрия Медведева на Красноярском экономическом форуме прозвучало: «...надо стимулировать переход на оплату в рублях при экспорте сырья. В частности, нужно запустить биржевую торговлю соответствующими товарами, предусмотрев расчеты по новым контрактам исключительно в нашей национальной валюте». В перспективе такой переход заставит иностранцев поменять на нашу валюту около 114,2 млрд. долларов, то есть более чем 1/10 российского бюджета на 2007 год10. Путь этот будет нелегким, внешнеполитическое давление на Россию усилится. Важно, однако, чтобы политические руководители нашей страны сделали ясный выбор этого пути. «Россия должна подойти к новому этапу энергетических войн подготовленной, трезво оценивающей политические риски…». Книга Константина Симонова, повествующая о сложных вещах простым, ясным и доступным языком, - хорошее подспорье для всех специалистов и государственных чиновников, занимающихся тесно связанными между собой вопросами энергетики и большой политики. Книга учит думать и принимать самостоятельные решения в той сфере, где отсутствие у государственных людей подобных навыков для государства смерти подобно. http://www.energospace.ru14.03.2008 |
Санкт-Петербург, 2007. E-mail: ur.igolana@ofni