С начала текущего года в Германии вступило в силу дополнение к закону «О противодействии ограничению конкуренции». Его суть сводится к тому, что фирмам, работающим в рыночных условиях, запрещается устанавливать цены на свою продукцию, многократно превышающие их издержки. Другими словами, фирмам придется доказывать, что устанавливаемые ими цены в разумных пределах соотносятся с издержками. «Разумность» калькуляции будет определяться федеральным ведомством по картелям (немецким антимонопольным ведомством). Это обстоятельство пришлось кстати ведомству по картелям, которое в Германии входит в состав Министерства экономики. Дело в том, что с января 2008 года более 300 немецких поставщиков электроэнергии подняли тарифы, увеличив их на 10–30%. Подобная нерыночная жесткость властей в подходе к калькуляции цен вполне оправданна с макроэкономических позиций. Как подсчитали в федеральном объединении потребительских центров Германии, увеличение энерготарифов на 1% влечет за собой рост инфляции в пределах 3%. Надо сказать, что подобный скачок цен коснулся не всех немецких потребителей. В Берлине, Гамбурге и Бремене цена кВт-ч осталась прежней, то есть прошлогодней. Эксперты германского экономического еженедельника Wirtschaftswoche полагают, что подобное чудо произошло «по вине» вышедших на рынок таких фирм, как Nuon и Lichtblick, – новых конкурентов для традиционных энергокомпаний-поставщиков. Именно в Берлине и в Гамбурге один из ведущих немецких энергоконцернов Vattenfall Europe в июле прошлого года сделал попытку существенно поднять цены на электроэнергию и столкнулся с массовым переходом его клиентов к конкурентам. По имеющимся оценкам, он потерял от 100 до 200 тысяч потребителей своей электроэнергии. Примечательно, что после такого исхода клиентуры концерн пересмотрел свою ценовую политику и понизил к 1 января 2008 года тарифы в среднем на 1,7%. В основе роста тарифов имеется несколько составляющих. К ним относится и развитие оптового рынка. Региональные поставщики электроэнергии вынуждены сейчас втридорога покупать ее на оптовых рынках. Действительно, цены на Лейпцигской бирже электроэнергии (Leipziger Stromboerse EEX) растут небывалыми темпами. Причиной роста многие эксперты называют политику основных поставщиков электроэнергии на биржу – политику четверки ведущих энергоконцернов Германии: EON, Vattelfall Europe, RWE и EnBW, которым принадлежит до 80% рынка электроэнергии в стране. Дело в том, что в то время как они теряют клиентов из-за собственных высоких цен на электроэнергию, они увеличивают ее производство и поставки на оптовый рынок. При наличии высокого спроса на электроэнергию и относительно ограниченных мощностей электростанций, поскольку в Германии не строятся новые АЭС и закрываются электростанции на угле, законы рынка диктуют высокие цены. Но здесь следует различать прибыли сбытовых подразделений тех же концернов, которые зарегистрированы как самостоятельные фирмы, и прибыли производителей. Если у той же RWE сбытовая компания в борьбе за место под солнцем вынуждена довольствоваться очень небольшими маржами, то производитель RWE Power имеет доходы до 40% на вложенный капитал. Высокие цены на конечный продукт диктует и сетевая составляющая, поскольку электрические сети, по которым транспортируется электрический ток, в основном принадлежат той же «четверке», и за доступ к ним независимых поставщиков они склонны взимать высокую плату. Впрочем, размер этой платы уже регулируется в Германии специально созданным государственным агентством. Однако было бы упрощением все сводить к чрезмерным аппетитам энергоконцернов. Разумеется, рост цен на сырье, прежде всего на нефть и газ, удорожает производство электроэнергии. Влияют на тарифы и налоги, которые взимает государство. Так, по данным Федерального союза энергетического и водного хозяйства (BDEW), структура ежегодных расходов на электроэнергию для потребителя (в среднем 3500 кВт-ч), в 2007 году свидетельствует, что из 712 евро на налоги приходится 286 евро. В то время как в 1998 году из 599 евро на налоги приходилось лишь 148 евро. С точки зрения таких крупных поставщиков электроэнергии, как EON и RWE, дополнительные нагрузки на тарифы связаны с политикой поддержки возобновляемых источников энергии, которую проводит правительство. Сетевые фирмы вынуждены транспортировать электроэнергию, производимую ветровыми и солнечными электростанциями, и связанные с этим расходы перекладывают на конечного потребителя. В то время как обычные электростанции могут поставлять в сети калькулируемые количества электроэнергии, объемы «экологической электроэнергии» из-за значительных колебаний в производстве ветровыми и солнечными электростанциями плохо прогнозируются. Поэтому сетевое хозяйство должно иметь дополнительные источники электроэнергии, которые бы регулировали эти колебания. По мнению экспертов RWE, до половины составляющей тарифов приходится на расходы, связанные с транспортировкой электроэнергии, производимой из возобновляемых источников энергии. Однако федеральное правительство не разделяет эту точку зрения. Матиас Курт, глава Федерального сетевого агентства (Bundesnetzagentur), полагает, что налоги и другие бюджетные отчисления поднялись незначительно, а плата за транспортировку электроэнергии существенно снизилась. Единственным аргументом для роста тарифов поэтому, по мнению Курта, остаются расходы по покупке электроэнергии. Но на них приходится только 29% конечной цены. Тот факт, считает Курт, что потребитель вынужден теперь платить на 10% больше, означает повышение расходов, связанных с покупкой электроэнергии, на 30%. Но на бирже цена выросла только на 9%. Именно поэтому ведомство по картелям предполагает наличие сговора ведущих поставщиков и ведет проверку четверки больших энергоконцернов.
Олег Никифоров Независимая газета25.02.2008 |
Санкт-Петербург, 2007. E-mail: ur.igolana@ofni